МБОУ "Урагубская СОШ"
с. Ура-Губа, Мурманская область
  • Функциональная грамотность

    Функциональная грамотность — это выработанная в процессе учебной и практической деятельности способность к компетентному и эффективному действию, умение находить оптимальные способы решения проблем, возникающих в ходе практической деятельности, и воплощать найденные решения.

    Что значить "быть грамотным" в XXI веке? В современных условиях перед каждым ребенком стоит задача научиться-учиться, а перед учителем сформировать умение учиться. Поэтому и в урочной, и во внеурочной деятельности формируется функциональная грамотность.

    Функциональная грамотность – это уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде.

    Составляющие функциональной грамотности:

    • Читательская грамотность
    • Естественнонаучная грамотность
    • Математическая грамотность
    • Финансовая грамотность
    • Креативное мышление
    • Глобальные компетенции

    Лаборатория функциональной грамотности – статья – Корпорация Российский учебник (издательство Дрофа – Вентана)

    Выделены отличительные черты функциональной грамотности:

    1. направленность на решение бытовых проблем;
    2. является ситуативной характеристикой личности, поскольку обнаруживает себя в конкретных социальных обстоятельствах;
    3. связь с решением стандартных, стереотипных задач;
    4. это всегда некоторый элементарный (базовый) уровень навыков чтения и письма.

    Мониторинг формирования функциональной грамотности– это не контроль и не проверка с выстраиванием рейтингов образовательных организаций или регионов. Основой внедрения проекта являются идеи формирующего оценивания: поддержка и обеспечение формирования функциональной грамотности. Система заданий и диагностических материалов разрабатывается с учетом подходов и инструментария международного исследования PISA. При этом используются все отечественные инновационные разработки в данной области.

    Концептуальные подходы для мониторинга формирования функциональной грамотности разрабатываются с учетом особенностей учащихся, для которых предназначены задания мониторинга. Разрабатываемая система заданий и диагностических материалов будет способствовать обновлению учебных и методических материалов с учетом переориентации системы образования на новые результаты, сформулированные в ФГОС и связанные с «навыками 21 века», – функциональной грамотностью учащихся и развитием позитивных установок, мотивации обучения и стратегий поведения учащихся в различных ситуациях.

    Задания, объединенные в тематические блоки, составляют основу инструментария для оценки функциональной грамотности (также как и в исследовании PISA). Блок заданий включает в себя описание реальной ситуации, представленное, как правило, в проблемном ключе, и ряд вопросов-заданий, относящихся к этой ситуации. Учащиеся должны выполнить задания, используя знания из различных предметных областей. Их последовательное выполнение способствует тому, что двигаясь от вопроса к вопросу, ученики погружаются в описанную историю (ситуацию) применяют свои знания и умения, а также приобретают как новые знания, так и функциональные навыки.

    Документы

    Указ Президента Российской Федерации № 204 от 07.05.2018 Правительству РФ поручено обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования).

    Формирование функциональной грамотности рассматривается как условие становления динамичной, творческой, ответственной, конкурентоспособной личности (Из Государственной программы РФ «Развитие образования» (2018-2025 годы) от 26 декабря 2017 г:

    Цель программы – качество образования, которое характеризуется: cохранение лидирующих позиций РФ в международном исследовании качества чтения и понимания текстов (PIRLS), а также в международном исследовании качества математического и естественнонаучного образования (TIMSS); повышением позиций РФ в международной программе по оценке образовательных достижений учащихся (PISA).

    Найдено: 7

    Рекомендуемые электронные ресурсы (для формирования функциональной грамотности)

    Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы (5-9 классы). ФГБНУ Институт стратегии развития образования российской академии образования 

    Демонстрационные материалы для оценки функциональной грамотности учащихся 5 и 7 классов. ФГБНУ «Институт стратегии развития образования российской академии образования» 

    Открытые задания PISA

    Сборники эталонных заданий серии «Функциональная грамотность. Учимся для жизни» издательства «Просвещение»

    Функциональная грамотность 5,7 класс. Опыт системы образования г. Санкт-Петербурга. КИМ, спецификация, кодификаторы

    Электронный банк заданий по функциональной грамотности 

    Пошаговая инструкция, как получить доступ к электронному банку заданий представлена в руководстве пользователя. Ознакомиться с руководством пользователя можно по ссылке

    Презентация платформы «Электронный банк тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности»

    Банк заданий по функциональной грамотности

    Читательская грамотность

    Математическая грамотность

    Естественнонаучная грамотность

    Глобальные компетенции

    Финансовая грамотность

    Креативное мышление

    Полезные ссылки по финансовой грамотности

    Федеральное государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования» (ФГАОУ ДПО АПК и ППРО)

    Вашифинансы.рф

    «Федеральный методический центр по финансовой грамотности системы общего и среднего профессионального образования»

    Материалы сайта содержат информацию о правах потребителей финансовых услуг, законодательную базу, интерактивные материалы для самостоятельного изучения правил пользования такими услугами.

    Информационный портал — крупнейший банковский сайт России. Повышению финансовой грамотности населения полностью посвящен раздел Банковский словарь в котором разъясняются финансовые и экономические понятия и термины, даются практические рекомендации потребителям финансовых услуг.

    Экспертная группа по финансовому просвещению при Федеральной службе по финансовым рынкам России

    Финграмота.com – официальный сайт Союза заемщиков и вкладчиков России.

    Финансовая грамота — совместный проект по повышению финансовой грамотности Российской экономической школы (РЭШ) и Фонда Citi.

    Сайт «История денег»

    Cайт «Основы экономики» 

    Cайт экономики для школьника

    Cайт спецпроекта Российской экономической школы по личным финансам

    Онлайн-уроки финансовой грамотности

    Подключиться к онлайн-урокам могут все школы, в которых есть доступ в интернет, персональные компьютеры для школьников или экран и проектор для трансляции на весь класс. Подать заявку на участие можно на сайте

    Методическая копилка                                 

    Портал для педагогов общеобразовательных учреждений реализующих программы по финансовой грамотности

    Методическая разработка внеурочного занятия по теме: «Как правильно планировать семейный бюджет, чтобы накопить?»

    Методические материалы по финансовой грамотности для общеобразовательных организаций

    Международный конкурс по финансовой грамотности для учеников 1-11 классов и дошкольников 

    Издательства

    Просвещение 

    Дрофа

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie